Интервью с Марией Халиковой

Интервью с Марией Халиковой, психологом-консультантом, ведущей тренингов личностного роста, специалистом по детско-родительским отношениям, г. Москва

 

 

- Маша, у каждого психолога свой профессиональный путь. Расскажи, как ты пришла в психологию.

Я верю в предназначение. И относительно себя тоже могу сказать, что все в моей жизни складывалось постепенно с самого детства, и все плавно вело к тому Пути, на котором я стою сейчас: быть психологом.

Я- человек детства. Дети в моей жизни всегда играли и играют особую роль. Я люблю их с самого детства, искреннее и беззаветно, понимаю и чувствую хорошо. А дети дают мне ресурс, понимание себя и в прямом смысле слова ведут по профессии.

Вопрос моей профориентации мною был решен очень рано. Еще будучи ребенком, я очень точно знала кем буду, когда вырасту: воспитателем детского сада!

Я благодарна своим родителям за то, что они приняли с уважением мой выбор, и не пытались настаивать и воплощать через меня свои планы. Мама лишь немного подкорректировала мой выбор к концу школы, предложив мне отучиться не на воспитателя, а на учителя начальных классов.

Так жизнь привела меня в школу, и я стала учительницей. Мои дети и их родители между собой сразу прозвали меня Мери Поппинс. Проработав 10 лет в школе, я выпустила сильные классы, и без ложной скромности сейчас уже могу утверждать, что я была хорошим учителем!

Работая в начальной школе, я поняла, что учитель первоклассников обязательно должен быть еще и психологом. Человеком, который сможет поддержать ребенка, научить его учиться и самое главное корректно и без давления сопроводить его в мир взрослых на протяжении взросления.

Так часто бывает, что в какой-то профессии мы раскрываемся на все 100%, и в определенный момент понимаем, что здесь мы уже «все сказали». Так же получилось и у меня. Я освоила много новых и интересных методик преподавания, овладела системой развивающего обучения Эльконина- Давыдова, и в какой-то момент осознала, что в профессии учителя начальных классов мне больше нечего делать. Это не то, чтобы я стала специалистом экстра- класса, и мне в ней не было равных. Профессия учителя- очень сложна и в ней люди совершенствуются десятилетиями. Это скорее о внутреннем ощущении. Я поняла, что мне некуда в ней двигаться, меня ничего больше здесь не греет и мне надо двигаться дальше. Хотелось бОльшей глубины.

К тому же на тот момент у меня начались сложности в личной жизни, что повлекло за собой потребность в значительном увеличении дохода. И я приняла решение закончить с образовательной системой…

Я ушла из школы абсолютно. И я ушла в другой мир, в мир бизнеса.

5лет я проработала продавцом, или менеджером по продажам. И я очень благодарна этому опыту и этому «новому миру», который для себя открыла.

Работая на фирме, в определенный момент я очень четко ощутила, что занимаюсь не своим делом. И это тяготило на столько, что даже прекрасная зарплата абсолютно не грела. Именно тогда я очень хорошо ощутила, что нематериальная мотивация все-таки движет человеком сильнее, нежели чем материальная.

Передо мной встала задача: как делать то, что тебе нравится и получать при этом достойную зарплату? Через реализацию этой цели я освоила новую для себя профессию бизнес- тренер, окончив Институт бизнеса и кадровых технологий Ж. Завьяловой.

Период работы бизнес- тренером оставил яркие и неизгладимые впечатления в моей памяти, а также принес колоссальный опыт, связанный с обучением взрослых людей.

Однако, если суждено дальнейшее движение, то оно обязательно будет. И постепенно заказы на навыковые тренинги сменились заказами на тренинги, связанные с эмоциональными состояниями работников: «Конфликтология», «Стресс-менеджемент», «Эмоциональный интеллект». Эти бизнес- тренинги сложно вести в формате передачи и обучения алгоритмам действия. И я постоянно скатывалась с участниками на проработку их внутриличностных проблем. А это неправильно, этого не должно быть на бизнес- тренингах. И я поняла, что пришло время мне пройти, скажем так, «курсы повышения квалификации»…

И тут мне приходит книга Ирины Шевцовой о методике ведения тренингов личностного роста. И я понимаю, что мое дальнейшее профессиональное движение в эту сторону. Окончив Школу тренеров И. Шевцовой, я начала практиковаться в ведении своих тренингов, но теперь уже личностного роста, а также вести индивидуальные консультации, семинары, преподавать психологию воспитания учителям. И сейчас я полностью ушла в психологию, работаю с внутренним миром взрослых и детей, специализируюсь на детско-родительских отношениях.

 

- Ты несколько лет проработала в школе. Тяжело было уходить?

Нет, из школы, как из системы уходить было легко. Скажу больше- даже радостно. Такое предвкушение свободы и предстоящего внутреннего взросления.

Тяжело было уходить от детей. От наших отношений, от их родителей, от их стремления к осознанности в своем родительстве.

Я человек, который проработал в школьной системе 10 лет. Среди тех, кто работает там, данный срок считается неким рубежом. Ты либо уходишь, либо, если остаешься, то остаешься здесь навсегда. Поэтому мне нужно было решать.

К сожалению, в школах работают очень мало по настоящему взрослых людей. И чем дольше ты в ней остаешься, тем сложнее тебе вырасти.

По мимо этого, в школе в достаточном количестве работает людей- самодуров, которые самоутверждаются через систему. И это не мое огульное мнение, а обоснованные практические выводы. Я могу это утверждать, так как в течение 10 лет я сменила  несколько видов школ. Мне удалось поработать и в обычной «дворовой» школе, коллектив которой ни к чему амбициозному не стремился, и в прекрасной государственной школе Е. А. Ямбурга, в которой работает очень много по настоящему талантливых и творческих учителей, и в частной школе, и в школе- новостройке с громким именем, и с большой претензией на успех… Именно в ней я и закончила свои поиски в системе, и решила уйти из школы как таковой. Навсегда.

Однако, уходя я «бросила» своих детей, после первого класса, не доучив их до конца начальной школы. И это моя боль и сожаление до сих пор. Эти желторотенькие маленькие цыплятки остались в моей памяти навсегда, как впрочем и все мои ученики. Просто эти детки были и впрямь маленькие, 6-ти летки, и за год первого класса мы вместе прошли большой путь и добились значительных успехов и в развитии, и в обучении. К тому же, потом «судьба» этого класса была печальна, к ним каждый год приходили новые учителя и это были как раз те самые «взрослые дети», которые привнесли своими личностными самоисканиями много урона в развитие данных детей. Сейчас, конечно, это уже большие люди, учатся в институте. Но в моем сердце они до сих пор остались «брошенными малышами- шестилетками». Однако, я благодарна себе тогдашней, которая решилась следовать дальше и смогла уйти из системы на рубеже «уйти или остаться навсегда»…

 

- Как рождаются темы для твоих тренингов?

Темы для тренингов действительно рождаются… Мой самый первый тренинг зрел в голове ровно 9 месяцев, а его окончательное название «Рожденная быть Женщиной» пришло ко мне именно в тот момент, когда мы проезжали мимо роддома того маленького подмосковного города, в котором мы с семьей на тот момент жили. И неслучайно, думаю, мой первый тренинг- это был тренинг женственности…

Надо сказать, что все темы я прежде всего проживаю сама, изначально- это темы моего собственного осознания и личностного роста.

Только пропустив тему через себя, пройдя ее в своей собственной жизни, ты добавляешь профессиональную рефлексию и понимаешь, что можешь про это рассказать людям, у которых схожая тематика на данный момент в жизни, объяснить механизмы, которые работают, помочь в их собственной душевной работе и дальнейшему внутреннему движению. Тогда появляется тренинг: программа- структурированная и методически выверенная. Содержательная часть наполняется метафорами, упражнениями, обсуждениями на осознанность. Однако, как только начинается тренинг, и к тебе пришли реальные, живые участники, ты понимаешь, что четкого следования программе не будет, а будет сопровождение их собственного актуального движения по теме. Ведь каждый тренинг- это маленькая жизнь.

Особенно непредсказуем всегда получается тренинг по работе с Внутренним ребенком, с детским опытом взрослых людей: «Забытые истории детства».

Группа на нем такая же непосредственная, живая и спонтанная, какими бывают и сами дети…

Сейчас я нахожусь в движении к новому тренингу, я в личном обучении. Тема- личное психологические взросление, возрастные кризисы взрослых людей, понимание и принятие собственной старости, восприятие старения и ухода своих собственных родителей, принятие Жизни, как она есть… Название к тренингу уже родилось: «Линия жизни». А вот когда именно он родиться? Есть ощущение, что «роды» состоятся осенью.

 

- Я слышала, что после проведения тренинга тренер «выжат как лимон». Как ты восстанавливаешься после работы с группой?

Вообще, опираясь на свой практический опыт, могу сказать, что групповая работа, будь то ведение тренинга, либо какой-то другой формат работы с группой- это своего рода магия… И не стоит пугаться этого слова. Ну чтобы было совсем никому не страшно, назову точнее- волшебство. Да-да, мне кажется, здесь действуют какие-то интересные законы, которые, порой, очень сложно объяснить словами и логикой. А все, что не объяснимо, люди называют волшебством. И мне очень приятно всегда находиться в атмосфере этого волшебства, мне нравится раскручивать «колесо тренинга», пребывать в пучине его середины, когда с тебя «пот градом», и ты просто не знаешь, чем все это закончится. Но в какой-то момент, ты расслабляешься и присоединяешься к потоку движения группы в тренинге, и к тебе приходят ответы, нужные формы работы, находятся слова, важные именно для этой группы участников, и ты понимаешь, что тренинг движется к своему волнующему и осознанному важному заключительному аккорду. И ты явился тем, кто бережно и профессионально провел его участников по этому Пути. Некоторые мои коллеги называют это состояние, когда ты смог подключиться к энергии группы и к тебе внезапно пришел ответ на вопрос, который ты не знал, энергией ДАО. Это то, что не опишешь словами, но это можно ощутить на себе в реальности. Это очень благодатные переживания.

Ну вот так- может быть немного высокопарно и загадочно, я описала состояние тренера во время ведения тренинга.

И поэтому туда хочется идти вновь и вновь… Кода ты видишь, что это реально помогает, это приносит продуктивные плоды для участников, ты снова и снова пускаешься в эту авантюру: набираешь новую группу на тренинг.

Хочу еще немного сказать о моменте набора группы. Это отдельная история. Мои коллеги знают, что набрать группу на тренинг личностного роста- это архисложная задача. И, наверное, слово «авантюра» здесь будет наиболее уместно. Группа то собирается, то разваливается вновь, то на одном дыхании все записываются прямо- таки накануне тренинга, когда ты уже готова разослать письма о том, что он не состоится… Внутреннее состояние тренера разумеется тоже влияет на ход данных событий. Если внутри тебя раздрай, то и группа расшатывается и не собирается. И здесь тоже работают какие-то удивительны законы. Очень сложно тренеру, например, определить так называемый «хай- сизон» для набора тренинговых групп, как это можно сделать в другом виде бизнеса. Здесь все непредсказуемо. Вероятно потому, что мы работаем с Душой. А эту часть человека сложно спрогнозировать. Единственное могу утверждать с уверенность- группа на тренинг никогда не собирается случайно. Все группы- это люди, которые не только пришли работать со своей проблематикой на тренинге, а еще и все те, кто точно поможет каждому в группе. Своей личной историей, своим опытом, своей поддержкой. Группа тренинга- это всегда уникальное и неповторимое явление.Поэтому часть работы на тренинге делает тренер, а часть- сама группа.

Ну а теперь про период после тренинга и самовосстановление тренера. На сегодняшний день, пожалуй, самый сложный по эмоциональному вложению, и вместе с тем самый любимый для меня тренинг- «Забытые истории детства». Надо признать, что действительно период жизни человека, который принято называть детством для каждого из нас очень значимый и яркий, поэтому все эмоции и чувства, которые мы из него выносим, глубоки и основательны. Опыт детства очень значительно влияет на нашу жизнь в целом. И это касается как положительного опыта, так и опыта отрицательного. Поэтому людям тяжело. Тяжело решиться пуститься в это путешествие, тяжело начать со своими негативными переживаниями детства работать. Однако, я это путешествие для себя называю «назад в будущее», потому что результаты душевной работы на этом тренинге стоят того, и сторицей окупаются в нашем настоящем и нашем будущем.

И когда ты видишь, как у участников начинают происходить реальные позитивные изменения в настоящей жизни, вот тут твою усталость и «лимонную выжатость» снимает как рукой.

Что касаемо тренинга женственности и детско-родительских программ, то эти форматы для меня являются даже наоборот ресурсными. И после них особого восстановления не требуется.

А так, у меня, конечно, уже наработаны некоторые индивидуальные способы восстановления. И самый лучший из них- это если тебе удастся после тренинга сходить в хорошую баню.

 

- Маша, общение с какими мастерами в области психологии способствовало твоему профессиональному росту (и личностному тоже)?

Да, конечно… «разве сердце позабудет, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в Мастера». Я много училась и продолжаю это делать, как, наверное, любой психолог. Имея богатый опыт обучения, пришла к выводу, что понятие «Мастер» у каждого свое, и Мастера, которые помогли тебе понять себя, вернули тебя к себе, и вложили в твои руки «кисти» умения помогать другим- у каждого свои.

Я же с удовольствием назову здесь имена тех, кто оказал значительное влияние на мое профессиональное становление.

Прежде всего- это начало, человек, через обучение у которого я пришла в психологию. Это Николай Иванович Козлов с его «Синтоном», тогда в перестроечные 90-ые, когда толком никто и сам не знал куда двигаться и где взять внутренний стержень, для нас 18-20-летних юношей и девушек этот Клуб явился большой поддержкой, флюгером, а для многих и определил их дальнейший профессиональный выбор.

Затем, это «Всемирные центры взаимоотношений» и наша первая гвардия «специально обученных» Российский психологов, которые помогали людям в то нелегкое время обрести себя. Среди их инструкторов для меня многое значат Юлий Цоцов и Мазина Марина Карловна.

После было много уже специфического профессионального обучения. Но эти люди- те, кто положил для меня яркое начало моего дальнейшего пути в профессии «психолог».

Отдельно хочу отметить человека, подарившего мне в руки ремесло, научившего меня разрабатывать и вести бизнес- тренинги- это Жанна Завьялова. Период ведения бизнес- тренингов дал мне очень много понимания о взрослых людях.

Кстати, не могу не отметить, людей, которые мне искренне передали свой Дар Учительства, научив меня учить маленьких детей. И я теперь смело могу утверждать, что умею доходчиво объяснить материал даже самому заядлому двоечнику. Это залуженный учитель России Евгения Николаевна Потапова, и учитель младших классов, мой наставник Шакирова Роза Борисовна.

Сейчас из профессии бизнес-тренера я вернулась в психологию и мне здесь пока комфортно и интересно. А веру в то, что психолог тоже может радоваться своей профессии и чувствовать себя не только творчески счастливым, а и материально обеспеченным подарила мне Ирина Шевцова, автор Школы тренингов личностного роста. По методике которой я и создаю свои авторские тренинговые программы.

Среди великих имен Мастером психологии хочу назвать человека, который и по сей день вызывает у меня не только профессиональное уважение, а и искреннее человеческое восхищение. Мне посчастливилось лично учиться на семинаре и Берта Хеллингера. И это явилось хорошим багажом для меня и примером того, как удается Жизнь, на долгие, долгие годы.

Также хочу сказать спасибо сказочнице Татьяне Дмитриевне Зинкевич- Евстигнеевой, Ирине Млодик. Отдельная благодарность жизни за то, что познакомила и подружила меня с великим матером и профессионалом в области работы с созависимостью  Москаленко Валентиной Дмитриевной. 

Думаю, в моей профессиональной жизни еще будет много таких прекрасных встреч и талантливых учителей.

 

- Маша, ты также ведешь женские тренинги . Расскажи, чего не хватает современной женщине для счастья?

Современной женщине для счастья не хватает всего…

Ну а если серьезно, то мы все чаще напоминаем героиню из прекрасного произведения Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Старуху. Которая, благодаря своему мужчине многое чего получала в жизни, но, не успев даже оценить те Дары, что приносились к ее ногам, хотела еще, еще и еще…

Мы- современные женщины склонны, порой к тотальным обобщениям. И это не позволяет нам быть счастливой. Например, когда я спрашиваю своих участниц: «Что вам нужно, чтобы вы ощутили себя счастливой женщиной ?», многие говорят так: «Хочу, чтобы все в семье были здоровы, чтобы мой мужчина меня во всем понимал», и т.д. и. т.д.

Получается, что наше счастье во многом зависит от внешних обстоятельств, и желательно, чтобы эти обстоятельства на 100% соответствовали нашим ожиданиям. Просто-таки были копией наших внутренних образов реальности. А это невозможно! Потому что жизнь- она разная! И она совершенно не обязана и не собирается быть такой, какой мы себе ее рисуем. Она спонтанна и непредсказуема. А нам очень сложно в нее вписаться, и как только она как-то меняется, мы уже ощущаем себя несчастными. Например, все в семье здоровыми быть не могут. И если кто-то приболел, то что ж я уже несчастна? Все мы с вами знаем, что иногда болезнь кому-то бывает и во благо. Через болезнь можно многому научиться.

Так что склонность к тотальным обобщениям ведет нас на дорогу «нехватки счастья».

А второе, что не хватает современной женщине для счастья- это самой себя. Мы слишком склонны «вникать» в других и порой очень мало знакомы с самой собой. На тренинге Женственности, как ни странно самым сложным упражнением является такое, где я прошу участниц написать о своих желаниях, и о том что им нравится делать. Они знают очень много о своих детях, близких и родных, но когда дело заходит о себе и своих истинных желаниях и потребностях, тут встречается очень много социально желательных установок, например, «мне нравится быть хорошей хозяйкой; мне нравится быть успешной мамой»… Либо просто возникает ступор: «а я не знаю чего я хочу».

Так что, пожалуй, современной женщине для счастья стоит перво- наперво вновь познакомиться с самой собой, и обрести самою себя…

  

- Маша, ты жена, мать двоих детей, активный психолог-консультант и тренер. Как тебе удается все совмещать?

Совмещать все- действительно очень трудно. По началу доходило до того, что в голове образовывалась каша из взятых обязательств, запланированных семейных дел, походов с детьми на кружки и пр. Иногда снились сны, что я проспала тренинг, группа пришла, а я нет… Было ощущение потери квалификации, что ты вот ту сидишь в поликлинике к педиатру с младшим, потом надо забрать старшую, а это время твои коллеги совершенствуются в профессиональном развитии, и про тебя скоро все забудут, а ты так и останешься в песочнице.

И тогда я поняла, что надо стараться не совмещать, а разъединять. Разделять свои роли. Очень сложно быть мамой в принципе, а мамой- психологом быть просто преступление! Женой быть тоже- большое творчество и талант, а женой-психологом- это прямая дорога к разводу. В общем, теперь я стараюсь просто быть. Ощущать каждый момент своего бытия как можно более полно и целостно. Кстати, нам- психологам, везет, у нас достаточно широкий так называемый, ролевой репертуар. То есть нами освоено достаточно много социальных ролей, и ничего не стоит свободно примерить на себя нужную роль, в зависимости от ситуации, подобно тому, как мы достаем из шкафа наряд, подстать случаю.

А профессия, если она является твоим жизненным Предназначением, она никуда от тебя не уйдет, и навыки твои даны тебе природой, ведь это твой жизненный Путь, поэтому растерять их невозможно, они- часть тебя.

 

- Какова для тебя основная заповедь осознанного и успешного родительства?

:) Да! Я знаю, основную заповедь осознанного родительства! Мы ее с подругой открыли для себя, когда еще учились в педагогическом институте на факультете психологии детей дошкольного возраста, и были далеки от родительства, но вопросы успешного воспитания детей нас уже интересовали в силу изучаемой профессии.

Нам тогда приходилось слушать много лекций о различных теориях, методиках и подходах к воспитанию. Это были научные работы великих педагогов и психологов, имена которых многим известны.

И вот тогда, осознав, что единого подхода к воспитанию детей нет, и существует множество методов, и парадигм, и дай-то Бог в этом всем не запутаться и избрать наиболее близкую тебе, мы сформулировали самую главную заповедь воспитания, которую можно смело отнести и к заповеди успешного родительства, а звучит она так:

«Главное- не переборщить!»…

И здесь- без комментариев…

Ну а если серьезно, то работая, с родителями и детьми, я во многом основываюсь не только на профессиональных знаниях, а прежде всего на собственном опыте родительства. И стараюсь передать им о родительстве то, что считаю самым ценным для себя, что когда-то осознала сама.

Поэтому мой основной внутренний постулат, который я транслирую и родителям- это «От осознанного родительства- к осознанной жизни»…

Родительство- это наша Школа Жизни. Через него мы возвращаемся в свое детство, приходим к своим родителям, взрослеем, становимся зрелыми, через него к нам приходит мудрость. Не всегда тут все бывает легко и просто, но когда нам удается осознать, что и зачем мы делаем, и каковы истинные мотивы наших поступком и слов, обращенных к детям, родительство нам удается. Родительство- это большое творчество и постоянная «проба пера». Когда в нем приходит осознанность, мы можем гордиться собой, а внутри появляется ощущение полета, и ты понимаешь, что Жизнь- замечательная штука! Вот так ты приходишь к осознанной жизни )))

 

- У каждого психолога есть профессиональная мечта. Маша, расскажи о своей.

Если говорить о мечте профессиональной, то у меня, как у психолога, который специализируется в детско-родительских отношениях, есть мечта, и в общем-то она вполне готова стать и стала целью моей работы: я мечтаю о том, чтобы ВСЕ ДЕТИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ…. И ВЫРОСШИЕ ТОЖЕ… ТОГДА И МАЛЕНЬКИЕ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ ИЗНАЧАЛЬНО.

И когда я понимаю, что мне удалось сегодня на работе помочь еще одному взрослому человеку стать счастливым, я осознаю, что сегодня прибавился и еще один маленький ребенок, которому этот взрослый обязательно подарит ощущение счастья.

 

 

С Марией Халиковой беседовала Наталья Меньшикова